Интернет и бизнес. Коммуникативные сервисы, сообщества и социальные сети – тенденции развития, бизнес-модели

Тему с таким длинным названием вела Анна Артамонова, Mail.Ru, вице-президент, директор по маркетингу и PR. Собственный доклад назывался “Социальная жизнь виртуальной личности”. В процессе выяснилось, что слайды к нему она готовила не сама. А сам доклад, на самом деле, был перечнем сервисов mail.ru, из которых планируется сложить ладную “виртуальную личность” и окучить всех и вся. Причем из продемонстрированных слайдов было очевидно, что (почту не рассматриваем) народ прет только на два сервиса - “Фото” и “Знакомства”. :)

Довольно странно было слышать термин виртуальная личность в приложении к некоему identity, которое создается из разрозненных данных различных сервисов. Ибо мы привыкли под “виртуальной личностью” понимать личность не имеющую ничего общего с реальной. А на самом деле, данные обо мне и моем поведении в сети - это не виртуальная личность, это продолжение моей настоящей личности. Иначе возникает такая аналогия:
Мой паспорт - моя бумажная личность, идентифицирует меня перед государственными структурами.
Моя кредитка - моя пластиковая личность, характеризуется покупками и кредитной историей.
Мои права - картонная личность, поясняющая мои привычки водить автомобиль и нарушать/соблюдать ПДД.

На фоне технически подкованных участников мероприятия смотрелась так себе. Но рядом со мной сидели два экзальтированных подростка, которые смеялись над каждой фразой, обменивались репликами о том, какая она крутая, и как много она знает.
К слову, предыдущая панель была посвящена правовому регулированию, и там звучала тема об охране персональных данных, и что собирать их почем зря не стоит. Ну, или не стоит об этом сообщать персоне. Анна сходу рассказала, что собрав все что можно о пользователе, mail.ruшные сервисы начинают приносить сплошную радость пользователю. В принципе, ничего страшного, и никакого криминала, но на фоне вопросов охраны персональных данных - резало слух.
На вопрос, “Планирует ли mail.ru увязывать свои сервисы с другими, посредством внедрения OpenID?” ответила “Чо?”. Кстати, не планирует.

Иностранный гость, Ронен Арад, ICQ, VP Product & Marketing, говорил на тему “Инстант-мессенджинг – Глобальные тренды и русский рынок”. Рассказал про ICQ, про подростков, которые выросли пользуясь ICQ, и теперь они взрослые, пользующиеся ICQ. И про то, что здорово локализовывать продукты, и что Рамблер и ICQ - города-побратимы.
Вопросы ему переводили бегло, и из-за этого не на все щекотливые моменты были получены ответы.

Вот, я добрался до пунктика, который свербил у меня всю дорогу: Роман Иванов, Yandex, руководитель отдела коммуникационных сервисов. Доклад - “Блогосфера Рунета: занимательная статистика”. Я надеюсь, что все-таки слайды презентации будут выложены, чтобы разобрать все по полочкам, но пока придется “на пальцах” все рассказать. Начнем с того, что в качестве “блогосферы” рассматриваются только массивные блогохостинги, типа livejournal, блоги@mail.ru, blogger, и т.д. К слову, перечислены даже те, которые имеют по 500 и 800 русскоязычных пользователей. И при этом вскользь упоминаются недостойные внесения в список “самостоятельные” блоги, которых “всего-то около десяти тысяч”.

А дальше начинается самое интересное - сравнивается статистика yandex-блоги и technorati. Причем в таком ключе - в Яндексе смотрим, сколько русскоязычных блогов, а в Технорати - вообще блогов. Вывод:”Мы - 1/36 планеты”. Потом в Яндексе смотрим количество постов в русскоязычных блогах, в технорати - всего. И делаем радостные выводы - “Нас мало, но мы много пишем!”. Немного странноватый подход, мне показалось. Учитывая что Technorati следит за контентом, т.к. большинство движков его пингует, а Яндекс?
Ну да ладно, полбеды. Но потом начинается сравнение ЖЖ и просто самостоятельного блога. Примеры, кстати, уже классические - SellMe в качестве standalone и drugoi в качестве LJ. Превосходство по подписчикам ЖЖшного над автономным - раз в шесть, насколько я помню. Причем у ЖЖшного блога указывается количество френдов + RSS подписчиков, а у SellMe только RSS-подписчиков. А ведь это тоже не верно, т.к. такого понятия как “френды” у автономных блогов нет, да и френды - не показатель, многие используют френдов просто как закладки. Никто же не считал закладки на SellMe?
И в контексте рейтингов, был упомянут проект Антона Антича - Blogus, в котором, справедливости ради, эти два блога на соседних местах. Потому что:

Дело в том, что рейтинг считается по входящим ссылкам. А в ЖЖ за входящую ссылку считается нахождение в списке друзей, что по сути является аналогом подписчика по RSS, а отнюдь не входящей ссылки. Поэтому теперь для журналов ЖЖ считаются все внешние ссылки + с определенной долей погрешности ссылки изнутри ЖЖ, но “настоящие”, а не факт “френдования”.

В общем, впечатление от отчета и сравнений неубедительное.

Алексей Ильин, Headhunter.ru, менеджер проекта Webby.ru, “Опыт и перспективы создания социальных сетей за рубежом и в русском сегменте Интернета” - долго и нудно бубнил всем известные факты и прописные истины. Ниапчем.

Не думайте, что я зануда, и решил обругать всю панель. Нет. Были и радостные моменты. Один из них - Алексей Андреев, Eva.ru, главный редактор. Говорил он про “Интернет-сообщества: организация и бизнес”. Причем говорил живо, интересно и увлекательно.

Из дополнительных комментариев - слайды практически всех докладчиков были посредственного качества. Анна Артамонова проехалась по качеству слайдов Андреева, который пояснил, что не делал презентаций много лет. Тем не менее, у него единственного презентационные слайды были с достаточно крупным размером шрифта, чтобы ее было удобно читать из зала, и он был единственным на этой панели, чье выступление было достаточно живым, чтобы ему не требовались слайды вообще.

Comments

16 Responses to “Интернет и бизнес. Коммуникативные сервисы, сообщества и социальные сети – тенденции развития, бизнес-модели”

  1. kukutz on April 21st, 2006 9:17 am

    Презентацию готов выслать, но только давайте сперва обсудим.

    Standalone-блогов не десять тысяч, а десятки тысяч.

  2. phil on April 21st, 2006 11:58 am

    Да, я не помню точно чисел, без презентации. Тем более, десятки тысяч, но они, тем не менее, не были отражены на слайдах.

  3. kukutz on April 21st, 2006 3:32 pm
  4. Генри Уайльд on April 21st, 2006 3:37 pm

    А я хочу сказать спасибо за интересный репорт.

    Кстати, на тему подобных семинаров как-то говаривал Артемий Лебедев в интервью adme. Эпатажно, но с долей правды. Советую прочитать, если ещё не доходили.

  5. slaff on April 21st, 2006 3:42 pm

    Очень интересно. Спасибо, Фил :)

  6. phil on April 21st, 2006 4:24 pm

    kukutz, запись неожиданно ушла “под замок”, поэтому я успел рассмотреть только часть сообщения. На оную и публикую комментарии:

    На мои “плохо сформулированные претензии” насчет того, что в качестве блогосферы рассматриваются только блогхостинги, автор поясняет - “Конечно нет. Рассматриваются все.”. После чего, когда я говорю, что в списке нет автономных блогов, автор сообщает: “В список блогхостингов? Конечно, “недостойны”, о чём вообще речь? Не надо сравнивать теплое и мягкое.”

    Так вот, надо уточнять, речь идет все-таки про “список блогохостингов”? Или о размере “блогосферы”?

    Насчет сравнения результатов Яндекса и Технорати - kukutz: “Предположим, что Яндекс не “следит за контентом”. Значит, русскоязычных постов на самом деле ещё больше, и мои выводы ещё более правомерны, ага?”. Правомерность выводов меня интересует в меньшей степени, меня как раз удивляет сравнение “теплого и мягкого”, взятого из двух различных систем, собирающих информацию двумя различными способами.

  7. kukutz on April 21st, 2006 8:11 pm

    Oh my god.

    Давай послайдово, а?

    Слайд номер три - есть претензии? Более миллиона? В кол-во активных входят standalone-блоги.

    Слайд номер 4 - есть претензии? Я показал, что миллион набирается даже без учёта standalone-блогов. В чём проблема?

    Слайды номер 5 и 6 - сравниваю данные Technorati и Яндекса. Я считаю, что они полностью сопоставимы, никаких “различных способов” в данном случае нет. Есть претензии?

    Слайд номер 12 - рейтинг блог-хостингов. Есть претензии? Какие?

  8. slaff on April 21st, 2006 8:13 pm

    У меня такое впечатление складывается из всего выше сказанного, что Вы, kukutz, очень задеты тем, что появились в списках standalone-блоги.

    Не всё ли равно?

  9. phil on April 21st, 2006 9:09 pm

    2kukutz: Ты очень болезненно реагируешь на обсуждение. Начать с того, что не “standalone-блоггеры выдвигают претензии”, а я, конкретный, думаю, что сравнение показателей из двух различных сервисов, собирающих данные по разным алгоритмам не очень верно отображает реальность.

    То есть конфликта у нас нет, и раздражаться и злиться не стоит. Я в целом весьма доволен мероприятием, и ценю проделанную работу.

    Я не придираюсь к числам в слайдах. Но вот именно в сравнении данных Технорати и Яндекса мне кажется что-то некорректным. В самом подходе. Т.е. если бы мы сравнивали данные из Технорати по русскоязычным блогам и оттуда же по всем, и отдельно брали бы (если такое возможно) данные по русскоязычным блогам в Яндексе, и оттуда же по всем, то это было бы суперправильное сравнение. Вот и все.

    Аналогичная ботва и с блогами, у которых только RSS, и блогами у которых RSS+френды. Т.е. круто было бы уравнять инструментарий, прежде чем сравнивать. Что, например, сделано в Блогусе. Хотя в этом, может я и не совсем прав, если представить себе систему френдования как rss-ридер.

    Кстати, раз уж заговорили о блогосфере, в которую все-таки входят и standalone блоги, то в данный момент в топ-100 Блогуса 44 из 100 блогов - standalone. Поэтому, несмотря на то, что “большинство популярных блогов по-прежнему в livejournal”, впечатление, что отчет довольно однобокий. Все-таки блогосфера состоит не из полной статистики созданных когда-либо блогов, а из активных, деятельных и популярных блогов, из которых половина, оказывается (Топ-100 blogus.ru), не использует никакие блог-хостинговые сервисы.

  10. kukutz on April 21st, 2006 9:54 pm

    Вы, slaff, ошибаетесь.

    Я ничем не задет.

  11. ValeZ on April 22nd, 2006 2:13 pm

    Экзальтированные подростки это наверное был я :) Действительно считаю Аню человеком, на котором держится весь Мейл.ру.

  12. Ivas on April 22nd, 2006 3:19 pm

    Согласен с мнением автора.
    Очень понравился доклад Андреева, ну и VP аськи выглядил убедительно, и послушал я его с инетересом.

  13. Православный Газенваген™ » Всяк кулик… on April 23rd, 2006 7:07 am
  14. Интернетные штучки » Инернетные посты за прошедшую неделю (выпуск 1) on April 24th, 2006 1:13 pm

    [...] Коммуникативные сервисы, сообщества и социальные сети – тенденции развития, бизнес-модели [...]

  15. Блог Perevedem.ru » Blog Archive » Ещё несколько слов про КИБ on April 24th, 2006 8:51 pm

    [...] Адекватную критику секции «Коммуникативные сервисы» встречал здесь. При этом о докладе про блоги ничего сказать не могу, так как не особо вникал, со стороны показалось, что вроде нормально все… В этой секции очень понравился доклад Андреева, также весьма убедительным казался VP аськи. Но это именно критика докладов, а что на какой-то конференции кому-нибудь понравились абсолютно все доклады? С трудом верю. Сколько присутствовал на разных, особенно на научных, так обычно откладывается в голове максимум несколько докладов… В этом отношении я согласен со своим коллегой, который ниже написал, что понравилось 30% от всех докладов. И это я считаю очень много! Для меня это вообще рекордный показатель! И если кто-то кинул пару фраз вроде «Чё?» или ещё что-нибудь в этом духе, то это ведь частности, такие же как плохие, непроработанные доклады. Хотелось бы конечно, чтобы в следующем году, доклады прорабатывались более тщательно, особенно это касается некоторых компаний организаторов, которые почему-то посчитали, что вполне могут нехотя бурчать что-то скучное в течении 30 минут. Но к счастью это снова частности, которые тем более легко исправимы, если принять это к сведению на следующей конференции. [...]

  16. Исследование ру-блогосферы от РБК at Беспредел в сети on May 23rd, 2006 11:38 am

    [...] РБК опубликовала маркетинговый отчет, проделанный Романом Ивановым. Предмет исследования - мы, русскоязычная блогосфера :-) Как выяснилось, этот бред уже обсуждался на wp.mazoo.net Т.к. автор заархивировал свое творение в непонятный моему компьютеру формат .ppt, просьба, расскажите, чо там вообще имеется в виду и есть ли ценность в кропотливых трудах исследователя непосредственно для блоггеров ;-). Скачать презентацию [...]